Что такое внешнеполитические альтернативные СМИ США и Канады?
Автор: С.П. Духанов.
***
Материал посвящен исключительно текстовому сегменту альтернативных интернет-СМИ США и Канады, выходящих на английском языке и специализирующихся преимущественно на внешнеполитической проблематике (далее – внешнеполитические альтернативные СМИ США и Канады).
Статья основана на опыте автора, который, начиная с середины 2016 года, целенаправленно отбирал для поиска, анализа и перевода статей иностранных авторов с целью опубликования этих материалов в российских изданиях патриотической направленности – в интернет-газете «Свободная пресса» (СП) и еженедельнике «Военно-промышленный курьер» (ВПК).
Как отмечает российский исследователь В.В. Касьянов[i]: «В западной социологии термин «альтернативные СМИ» означает СМИ, создаваемые небольшими группами критически настроенных единомышленников в противовес доминирующим, «официальным» и коммерческим СМИ». (Последние — т.е. «доминирующие, «официальные» и коммерческие СМИ» — далее предлагается упоминать как «мейнстримовские СМИ».)
Схожим является определение «альтернативных СМИ», которое дал известный американский лингвист, философ и публицист Ноэм Чомски (Avram Noam Chomsky, в русскоязычных СМИ его нередко – и неправильно – называют «Наум», «Ноам», «Хомски» и т.п.): «Альтернативные медиа — это те СМИ, которые не отражают точку зрения корпораций и/или государственных структур».[ii] Мейнстримовские СМИ, по Чомски, «представляют интересы правительства и корпораций».[iii]
Почетный профессор Южного университета Иллинойса Джон Даунинг (John D. H. Downing, Professor Emeritus of International Communication at the College of Mass Communication & Media Arts, Southern Illinois University) дает следующее определение: «Альтернативные СМИ — это СМИ, которые отличаются от давно укоренившихся или доминирующих типов СМИ (established or dominant types of media) с точки зрения их содержания, производства или распространения.»[iv]
Как более полное предлагается считать оправданным взять за основу определение, предложенное канадским исследователем Сандрой Джеппесен (Dr. Sandra Jeppesen, Associate Professor, Lakehead University, Ontario, Canada): «Альтернативные СМИ это термин, обозначающий различные формы и виды медиа-деятельности — от радикально критичных СМИ до СМИ независимых, а также от массовых автономных СМИ до гражданских и общественных СМИ» (здесь и далее — перевод с английского автора).[v]
Характерные особенности альтернативных СМИ США и Канады:
— разнообразие форм и видов издательской деятельности;
— политический и социальный активизм;
— критичное (до уровня полного отторжения и неприятия) отношение к идеологии, политике и практике действующих в их странах органов государственной власти любого уровня и политических организаций любой формы собственности и направленности (включая «исследовательские центры», лоббистские фирмы, мейнстримовские СМИ – mainstream media, MSM — и истэблишмента в целом);
— приверженность своей журналистской независимости – как от государства, так и от корпораций;
— относительно небольшая тиражность (или, применительно к интернет-СМИ, сравнительно невысокие уровни популярности и посещаемости сайтов и т.д.) в сравнении с мейнстримовскими СМИ;
— отказ от привлечения корпоративной рекламы и от вхождения в какие бы то ни было программы и схемы скрытного финансирования СМИ государством;[vi]
— малые бюджеты, низкие уровни редакционных доходов, как правило, отсутствие (в привычном понимании) редакционного персонала или поддержание его численности на как более возможно низком уровне, использование, по возможности, труда добровольцев, активистов и симпатизантов;
— по указанным выше причинам — отсутствие авторов, которых можно было бы использовать в качестве репортеров или специальных корреспондентов;
— по тем же причинам – отсутствие характерной для мейнстримовских СМИ редакционной и технологической дисциплины или следование ей «по возможности», «в силу сознательности» и т.д.;
— по тем же причинам – отсутствие жесткого графика сдачи материалов, необязательно высокая скорость реагирования на развитие внутри- и внешнеполитических событий, «подписания номера в свет» и т.п.;
— по тем же причинам – невозможность культивировать такой журналистский жанр как репортаж. Упор делается, в значительной степени, на аналитические и художественно-публицистические жанры.
— по тем же причинам, а также в силу политико-идеологической и цеховой солидарности – следование принципу взаимного размещения материалов на безвозмездной основе.
Формы и виды альтернативных СМИ многочисленны и разнообразны: от известных веками относительно примитивных — печатных (листовок, расклеек, прокламаций, ньюзлеттеров, бюллетеней и т.п.) и уличных (настенных граффити, «уличного искусства» и т.п.) — до современных и весьма высокотехнологичных (радиостанций, телеканалов, интернет-порталов и блогов, с видеоканалами, подкастами и т.п).
Как отмечает П.К. Робертс (см. 3.1.), «… многие «альтернативные новостные» (сайты – С.Д.) и сайты, (выражающие – С.Д.) мнения, … являются операциями правительственных агентств, корпораций и университетов, которые работают с той целью, чтобы контролировать объяснение (происходящего – С.Д.) и дискредитировать альтернативные новостные сайты, пытающиеся сообщать (о происходящем – С.Д.) точно и оспаривать официальные истории, которые почти всегда являются ложью — например, «9/11» (т.е. события 11 сентября 2001 года), «российские вторжения», «оружие массового уничтожения Саддама Хусейна», «использование Асадом химического оружия», «иранское ядерное оружие», ложь о Каддафи и так далее. Например, сайт PropOrNot был создан каким-то частным лицом или агентством для дискредитации сайтов, которые поддерживали нормализацию отношений США с Россией. PropOrNot подготовил список из 200 веб-сайтов, включая мой, которые были помечены как «русские простофили или агенты».[vii]
Для получения данных на сайты альтернативных СМИ использовались аналитико-статистические ресурсы https://www.rank2traffic.com/ и www.similarweb.com.
Для сбора персональных характеризующих данных были использованы различные справочно-аналитические ресурсы и соответствующие разделы сайтов самих альтернативных СМИ.
Для
характеристики политических и идеологических позиций внешнеполитических
альтернативных СМИ использованы характеристики, применяемые в иных СМИ, а также
результаты исследования англоязычных СМИ, проведенного швейцарской независимой
некоммерческой исследовательской группой Swiss Propaganda Research (SPR –
«Швейцарское исследование пропаганды», https://swprs.org/media-navigator/),
изучающей геополитическую пропаганду в швейцарских и международных СМИ.
Классификация СМИ, разработанная SPR, основана на оценке СМИ по двум шкалам: а)
«либеральные — консервативные» и б) «приближенные к власти – отдаленные от власти».
Список, приводимый SPR, не является исчерпывающим.[viii]
[i] Социология массовых коммуникаций 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО, ISBN: 9785534098396, 2019. https://books.google.ru/books?id=_RStDwAAQBAJ&pg=PA203&lpg=PA203&dq=%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%A1%D0%9C%D0%98+%D0%BA%D0%B0%D0%BA+%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0+%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0+%D0%B8+%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&source=bl&ots=BOTBMF9e_y&sig=ACfU3U0g2FjD5g_6Es_N9RvuOIGkSTJmDQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwj34q2ugMHnAhXtw8QBHck9CjsQ6AEwAXoECAoQAQ#v=onepage&q=%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%A1%D0%9C%D0%98%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D1%80&f=false
[ii] Цит. по: «Википедия», https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0
[iii] Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media, Edward S. Herman & Noam Chomsky, Pantheon Books, 1988, ISBN 0-375-71449-9
[iv] Downing, John. (2001). Radical Media. Thousand Oaks, CA: Sage Publications., http://sk.sagepub.com/books/radical-media
[v] «Alternative media is a term that signifies a range of media forms and practices, from radical critical media to independent media, and from grassroots autonomous media to community, citizen and participatory media.»
Understanding Alternative Media Power Mapping Content & Practice to Theory, Ideology, and Political Action
Sandra Jeppesen, http://www.mediaactionresearch.org/wp-content/uploads/2016/10/Understanding_Alternative_Media_Power_Ma.pdf
[vi] Примерами такого финансирования являются контракты Дж. Безоса (основатель, владелец и генеральный директор американской корпорации Amazon, контролирующей до 40% всей электронной торговли в США и занимающей лидирующие позиции на рынках платформ электронной коммерции и публично-облачных вычислений по выручке и рыночной капитализации, а также одной из ведущих американских газет Washington Post) и корпорации Microsoft (владеет социальными платформами Skype, Yammer и Pinterest clone Socl.) с разведывательным сообществом США и Пентагоном.
Так, в 2014 году The Atlantic, один из старейших и наиболее респектабельных литературных журналов США, сообщил о сделке между Amazon Web Services с одной стороны и ЦРУ США — с другой — на предмет создания «облачного сервиса» для повышения уровня координации взаимодействия всех 17 ведомств, входящих в американское разведсообщество, на сумму 600 миллионов долларов. (https://www.theatlantic.com/technology/archive/2014/07/the-details-about-the-cias-deal-with-amazon/374632/)
В 2019 году газета New York Times сообщила, что министерство обороны США заключило с корпорацией Microsoft на сумму 10 миллиардов долларов США контракт по проекту «облачных вычислений» ДЖЕДАЙ (JEDI, Joint Enterprise Defense Infrastructure — Совместное предприятие оборонной инфраструктуры). (https://www.nytimes.com/2019/10/25/technology/dod-jedi-contract.html)
Практика подобного рода дает П.К. Робертсу основания утверждать, что «Washington Post Джеффа Безоса из Amazon действует как неоконсерватор или как агент ЦРУ, цель которого пресечение инакомыслия» (https://www.paulcraigroberts.org/2016/11/28/building-fascism-in-america/), что «Безос превратил свою газету-трофей Washington Post в маккартистскую газетенку, поливающую грязную тех, кто говорит правду» (https://www.paulcraigroberts.org/2016/12/03/dont-purchase-from-amazon-com/), и говорить о «…способности Безоса использовать принадлежащую ему газету Washington Post, газету столицы страны, для поддержки тех, кто поддерживает его…» (https://www.zerohedge.com/news/2017-07-28/paul-craig-roberts-questions-what-really-explains-amazoncoms-share-pric)
[vii] Материалы личной электронной переписки. Согласие П.К. Робертса на опубликование данных сведений имеется.